Директор по логистике EVA Сергей Зинченко о рекордных продажах в Черную пятницу, новых технологиях, позволяющих быстрее доставлять заказы, и своей амбициозной мечте
Сергей Зинченко,
Уже почти два года логистическому подразделению крупнейшего в Украине ритейлера, работающего в формате drogerie, пришлось забыть о ночных сменах. Сеть приспособилась к работе в новых условиях — приходится учитывать комендантский час и регулярные воздушные тревоги. Как расти в условиях неопределенности, какие технологии сейчас внедряются и почему иногда клиенту важнее время доставки товара, чем его цена — об этом рассказал Сергей Зинченко.
Полномасштабная российская агрессия привела к замедлению всех бизнес-процессов — произошло падение продаж, закрытие магазинов и пр. Удалось ли вам за это военное время вернуться к довоенным показателям работы?
Да. Но это произошло не так быстро, как хотели. В начале года мы вышли почти на довоенный уровень по интернет-заказам. А продажи в Черную пятницу превзошли все наши ожидания. Надеялись на 16−17 тысяч, а получили в среднем где-то 23 тысячи заказов в день. И все их успевали обработать. Непосредственно в день Черной пятницы вообще поступило 40 тысяч заказов.
Были ли вы готовы к такому высокому спросу?
Нам пришлось полностью перестраивать свою работу. Например, из-за комендантского часа не можем выполнять перевозки в ночное время. Много времени теряем из-за воздушных тревог, потому что сотрудники в это время должны находиться в укрытиях. Безопасность работы очень важна для нас. Изменений за эти два года произошло очень много, и сейчас логистика перегружена.
Если бы не полномасштабное российское вторжение, мы бы увеличивали площади наших складов. Однако война изменила наши планы по развитию, поэтому сейчас работаем на тех площадях, которые у нас есть. Внедряем новые IT-проекты, улучшаем внутренние процессы.
Что дало вам уверенность в том, что сейчас можно вкладывать средства в развитие логистики?
Это потребность бизнеса, который растет и развивается. Количество заказов увеличивается и мы должны реагировать, иначе потеряем рынок. Я бы не говорил, что нами движет только уверенность — есть насущная необходимость, и решили, что будем продвигаться вперед.
До полномасштабного российского вторжения у нас была четкая стратегия. Понимали, как будем развиваться, расширять ассортимент, но, конечно, война внесла в наши планы свои коррективы. Сейчас думаем не на 10 лет, а на два-три года вперед. И даже это много для нашего времени. Реализация логистических проектов занимает много времени, например, автоматизация, настройка новых процессов длится полтора года. А если речь идет о покупке земли, строительстве нового склада — то три года. Поэтому в логистике невозможно мыслить краткими сроками.
Топ-менеджеры EVA неоднократно говорили о планах ускорить доставку заказов. Как планируете это обеспечивать?
Уже много сделали для этого. Открыли точки выдачи, наладили собственную доставку в крупнейшие города Украины и уже получили хорошие результаты. Например, средний срок доставки по Киеву составляет менее 30 часов, хотя еще год назад — 48 часов. Свою посылку даже можно получить в один и тот же день: если утром сделать заказ, то уже вечером она будет доставлена в точку выдачи. В других городах этот период составляет 1,7 дня, и это уже вдвое быстрее.
Действительно ли украинцы не готовы долго ждать и хотят поскорее получить свой заказ?
Да. Нередко скорость важнее цены. Это может быть подарок или насущная необходимость — детские подгузники, которые заказала мамочка и хочет получить их сегодня вечером. Поэтому мы стараемся сделать все как можно быстрее.
Какова ваша мечта — за какое количество часов планируете доставлять продукцию?
В крупных городах — в тот же день. Для остальных сделать доставку на следующий день. Это наша глобальная цель.
Почему компания решила вводить доставку собственным транспортом на точки выдачи — что вам это дает?
Мы улучшаем скорость доставки, качество работы и уменьшаем стоимость.
EVA развивает сегмент электронной коммерции, планируете ли расширять склады?
Наши склады расположены во всех основных украинских городах — в Броварах, что под Киевом, во Львове, Днепре, Харькове и Одессе. Сейчас занимаемся модернизацией склада во Львове — начали строить еще одну очередь на 8 тысяч квадратных метров. Также планируем развиваться в Одессе — построим в этом городе новый объект на несколько очередей — площадь первой достигнет 20 тысяч квадратных метров. Земельный участок приобрели еще до начала полномасштабного российского вторжения и сейчас решили разморозить этот проект.
Занимаемся поиском земельного участка или складов под Киевом, недалеко от нашего действующего объекта в Броварах. Почему именно там? Чтобы не разрывать заказ.
Какие технологии используете для быстрой доставки продукции?
Сейчас наш ассортимент насчитывает 120 тысяч наименований продукции, в следующем году планируем расширить его до 180 тысяч, поэтому в 2024-м начнем внедрять новую систему хранения товара, которая позволит хранить большее количество SKU.
Также мы все время совершенствуем процесс обработки заказов. Как это сейчас работает? Сейчас мы ждем определенную группу заказов, например, 100, и только потом их обрабатываем — это называется «волна». Сначала собираем всю заказанную продукцию, раскладываем ее в специально оборудованной зоне, а дальше уже согласно заказам она перемещается в зону контроля, где упаковывается и доставляется клиентам. Весь процесс перемещения автоматизирован, используем конвейерное оборудование.
Все складские процессы происходят на терминалах сбора данных, но мы планируем частично внедрить систему Put to light. Эта система позволяет не использовать терминалы. В ячейках в зоне раскладки будет панель с подсветкой, которая «подскажет», куда и какой товар складывать. Это поможет быстро адаптироваться новым работникам и сократить время на обработку заказов.
Кстати, эту систему мы уже ввели на всех складах офлайн-сети в этом году.
Насколько увеличится производительность благодаря новой системе?
Ожидаем рост где-то на 15−20% именно на процессе раскладки товаров по заказам.
Вообще наша стратегия заключается в том, чтобы ускорить адаптацию новых сотрудников. Обучение новых людей занимает время — и это почти три месяца. Примерно две недели новичок работает с наставником, который помогает адаптироваться и решать все вопросы. Однако быстро он начнет работать только спустя два-три месяца. Конечно, многое зависит от человека. Поэтому я называю средний показатель. Итак, быстрая адаптация нового сотрудника — это также увеличение производительности.
В этом году EVA запустила собственную службу доставки в Киеве. Довольны ли вы результатами ее работы?
Да, курьерская служба показала хорошие результаты работы. Поэтому решили открывать ее в других городах, где есть собственные распределительные центры — в Днепре и Львове. Разрабатываем методику, которая позволит рассчитывать — выгодно ли нам выходить с этим сервисом в каждый конкретный город. И сколько работников для этого необходимо.
Испытываете ли вы дефицит персонала, о чем сейчас больше всего говорят представители бизнеса?
Найти хорошего работника действительно трудно, однако мы в EVA создаем все условия для комфортной работы. У нас есть автобусы для развозки работников, предоставляем бесплатные обеды и тому подобное. EVA — хорошее место для молодых людей, которые могут сделать у нас карьеру.
Кроме того, мы разработали программу для ветеранов, которые защищали Украину в рядах ВСУ, а сейчас возвращаются к мирной жизни. Сделаем все, чтобы каждый желающий смог присоединиться к нам. Создадим все условия для комфортной работы людям с инвалидностью и даже собираемся внести изменения в наши планы по строительству складов. Следующий этап — будем разрабатывать технологии, создавать места для людей с инвалидностью.
Сейчас, например, проводим переговоры с компаниями, которые продают погрузочную технику. Спрашиваем их о том, могут ли они адаптировать ее для работы людей с инвалидностью.
Какие цели ставите перед собой на следующий год и как намерены их достигать?
Сейчас сложно назвать точную сумму инвестиций в логистическую инфраструктуру на следующий год, потому что процесс формирования бюджета инвестиций еще продолжается. Однако она примерно составит от 1 до 1,3 млрд грн.
На следующий год у нас запланировано немало интересных проектов. Продолжаем развивать наш новый продукт, позволяющий автоматически управлять персоналом с помощью data science, то есть система понимает, какие специалисты вышли на работу, какая у них производительность, и подбирает им оптимальные места работы на складе. Планируем внедрять ее во всех наших распределительных центрах.
В следующем году намерены расширять и автоматизировать наши системы хранения. Будем внедрять две автоматизированные системы: AGV (Automated Guided Vehicle) и Automated Storage and Retrieval Systems — AS/RS. AGV — это система с роботами, которые смогут автоматически передвигать стеллажи. Теперь стеллажи будут передвигаться к человеку, а не наоборот. Мы планируем приобрести 20 таких роботов.
AS/RS — намерены приобрести систему Mini-load, это краны, которые автоматически собирают необходимые для выполнения заказа ящики с продукцией и передают их в зону обработки заказов.
В целом EVA — это компания, которая постоянно растет и развивается, поэтому впереди у нас еще много амбициозных и интересных проектов.