Оператор БПЛА подразделения SIGNUM в составе 93-й ОМБр Сергей Жуковин с позывным Швайгер рассказал в интервью Week News об использовании дронов на передовой, профессии оператора БПЛА и почему не поддерживает идею собирать дроны дома.
— Сейчас, наверное, весь мир говорит о FPV-дронах. Оказывается, вы были одним из тех, кто первый применил их на поле боя. Все ли правильно я говорю и как эта история развивалась?
— Да, вы все правильно сказали. Возможно, не первый, а один из первых, но задокументировано было наше попадание. Потом уже появились люди, которые говорили, что они раньше запускали. Но пока это не задокументировано, можно сказать, что мы первые.
Эта идея возникла несколько лет назад. Мы начали ее воплощать в жизнь весной 2022 года, подумали, что надо хитростью брать эту войну. Нам говорили, что не получится, но как-то оно получилось и развилось в невероятно огромное движение, сообщество. Вокруг этого невероятное количество людей задействовано, результаты просто поражают.
— Когда вы впервые применили в ходе этой войны FPV-дрон как боевое средство поражения врага?
— Первый дрон мы применили весной, где-то в мае или апреле. Мы тогда были в составе добровольческого формирования. У нас обеспечения не было. Мы предложили волонтерам такую идею, а они сказали: «А что, давайте попробуем». Купили на OLX первый дрончик, запустили.
— Это были спортивные дроны?
— Да, спортивные, фристайловые дроны. Это вообще был маленький дрон, который тогда стоил семь тысяч. Мы приобрели аппаратуру, купили очки, многое изменили, поставили более мощный видеопередатчик… В первом дроне нас подвела батарея и он не долетел 50 или 100 метров до вражеских позиций, укрытий. В июне мы вылетали уже эффективнее, было поражение врага.
— FPV-дроны, которые сейчас имеют важное значение, они уже минимум полтора года в ходе этой войны существуют не на бумаге, а в непосредственном исполнении.
— Полтора — это уже само активное использование. Потом эту идею многие подхватили. Мы тогда вернулись на минимальное восстановление, потом новое направление, и у нас просто не было времени заниматься FPV, ведь их надо комплектовать, собирать. У нас был тогда человек, мой товарищ, который разбирался в радиоэлектронике. Он потом уехал (это добровольческое формирование, мы могли заезжать, работать), а мы дальше занимались аэроразведкой. Времени на сборку FPV не было, поэтому мы дальше плотно занимались дронами Mavic`ами, Matrice. Уже потом вернулись к этой теме, когда уже все летали. Очень активно догнали, эффективно сейчас работаем.