В 1969 году на национальном телеканале США в прямом эфире провели первую лотерею, которая определила, кто должен явиться в призывной пункт и, возможно, поехать на войну во Вьетнам. Впрочем, такая система просуществовала недолго.
С жигание повесток как форма протеста получило такое распространение, что Конгресс США признал это уголовным преступлением, — описывает то, что происходило в США во время войны во Вьетнаме Джон Коррелл, подполковник Военно-воздушных сил армии США и писатель. — Некоторые из тех, кто уклонялся от призыва, уезжали в Канаду, но более распространенным способом избежать службы были отсрочки, увольнения и дисквалификации».
И вот тогда, из-за войны в чужой далекой стране американцы обратились к идее призыва в армию через лотерею. В целом она не нова: такой способ привлечения на службу в разных вариантах еще в XVIII веке использовали Франция, позже — Российская империя. Сегодня такая система действовала в Австралии, Дании и даже Таиланде.
В США к призыву через лотерею впервые прибегли еще 160 лет назад, во время Гражданской войны. Темнокожих граждан и эмигрантов в армию не брали, а судьбу других определила жеребьевка. Тот, кому выпало идти на войну, мог или официально откупиться за $300 или найти себе добровольную замену.
Призыв через лотерею проводили также во время Первой и Второй мировых войн, а наибольшая потребность в нем возникла в 1969 году, когда военный контингент США воевал во Вьетнаме. Всего таким образом тогда удалось привлечь в армию 2 млн мужчин, но от этой идеи скоро отказались: ее раскритиковали сами военные.
Отсрочку давали почти всем
С татистика свидетельствует, что в самом начале войны во Вьетнаме, в 1960 году, общая численность вооруженных сил США, учитывая как призывников, так и добровольцев, составляла 7,9% мужского населения США в возрасте от 18 до 45 лет. Но больше и не требовалось, и в Выборочной сервисной службе ломали себе голову над другой проблемой: не где взять людей для армии, а как справиться со слишком большим количеством потенциальных призывников. По закону, они должны были служить, но армия не могла вместить всех, кто подлежал призыву.
«Мы давали отсрочку практически всем, — писал о тех временах генерал Льюис Херши, директор Службы, — Если у них была причина, мы отдавали предпочтение ей. Если причины не было, мы заставляли ребят искать ее».
В Конгрессе решили, что система является несправедливой для того меньшинства мужчин, которых забирают в армию. Ведь местные призывные комиссии очень отличались в подходе для отсрочки и освобождения от призыва — например, под него попал известный певец Элвис Пресли, который находился на пике популярности, и честно отслужил свой срок.
Конгрессмены предприняли несколько попыток ввести лотерею, чтобы равномерно распределить риск призыва среди всех, кто подпадает под отбор. Но Херши и другие влиятельные военные выступили категорически против, утверждая, что решение местных комиссий все же лучше, чем слепой случай.