Компания Рината Ахметова ДТЭК в 2016 году передала дочерней компании обязательства по кредиту на сумму около 400 млн долларов от российского Сбербанка, сообщает Слідство.Інфо со ссылкой на утечку кипрских документов Cyprus Confidential.
К более чем 3,6 млн документов получили доступ журналисты-расследователи из 54 стран мира. Журналистка ICIJ Татьяна Козырева нашла в документах прямые или поосредованные интересы холдингов Ахметова в 60 офшорных компаниях, которые в основном зарегистрированы на Кипре.
- Секретная сделка на $40 млн. Журналисты нашли связь Абрамовича с «кошельками Путина» — расследование
- Немецкий журналист, который годами расхваливал Путина, получил 600 тысяч евро от кремлевского олигарха — расследование
Судя по документам, в июле 2021 года Ахметов через компанию Gelion Properties Ltd., зарегистрированную на Британских Виргинских островах, обязался купить двухэтажный пентхаус за 122 млн долларов в Лондоне. Компания Gelion должна была обеспечить ему «конфиденциальность». Продажа состоялась в 2022 году.
Также расследователи сообщили, что в 2016 году энергетическая компания Ахметова ДТЭК передала дочерней компании Fabcell Ltd. (зарегистрирована на Кипре) право собственности на несколько угольных шахт, купленных ранее в российской Ростовской области. ДТЭК также передал дочерней компании обязательства по кредиту на 400 млн долларов от Сбербанка.
В январе 2017 года Fabcell переклассифицировала акции на 7 999 обычных акций и одну золотую акцию, которая была закреплена за Сбербанком — банк мог бы получить контроль над компанией, если бы та не выполнила обязательства.
Ахметов в комментарии ICIJ сказал, что SCM Holdings Ltd. — единственная компания на Кипре, где он является «прямым акционером», и что компания состоит из 500 юридических лиц в разных юрисдикциях.
Он также заявил, что финансирование от Сбербанка и других кредиторов до вторжения России в Украину в 2014 году было «стандартной практикой для украинских заемщиков». По его словам, «ситуация кардинально изменилась» после начала войны, и ДТЭК попытался продать угольные шахты в Ростове. Когда покупателя найти не удалось, право собственности передали компании Fabcell, чтобы «ограничить уязвимость [ДТЭК] перед требованиями Сбербанка как кредитора и проложить путь к выходу ДТЭК из инвестиций в ростовские угольные шахты». Ахметов не ответил на вопрос по поводу лондонского пентхауса.
В компании ДТЭК позже заявили, что не имеют отношения к угольным шахтам в России и «окончательно избавились» ото всех российских угольных активов в 2021 году.