Телекоммуникационный холдинг VEON (Амстердам. Нидерланды), владеющий акциями компании «Киевстар», выразил обеспокоенность ситуацией с арестом 47,85% корпоративных прав крупнейшего мобильного оператора и 100% четырех аффилированных компаний.
В понедельник три из семи членов Совета директоров VEON — председатель Совета директоров VEON Мортен Ландал (Morten Lundal), соучредитель VEON Огги Фабела, CEO VEON Каан Терзиоглу прибыли в Киев, чтобы обсудить ситуацию с арестом корпоративных прав с представителями украинской власти, дипломатическими миссиями, сотрудниками «Киевстара», организациями, с которыми сотрудничает компания. Встречи в рамках визита запланированы в Киеве и Львове.
Одна из встреч назначена с вице-премьером по инновациям, развитию образования, науки и технологий — министром цифровой трансформации Михаилом Федоровым. Также состоятся встречи с представителями посольства США в Украине, поскольку 30% владельцев акций VEON являются американскими индивидуальными и институциональными инвесторами. Среди владельцев акций VEON также инвесторы из Великобритании и Евросоюза.
Согласно информации на официальном сайте VEON — 47,9% его акций принадлежат британскому фонду Letterone Investment Holdings S.A., 8,7% — акционеру The Stichting, 7,7% — Lingotto Investment Management LLP, 5% — Shah Capital Management Inc.
«VEON — это публичная компания. У нас есть инвесторы со всего мира. Среди них сотни инвесторов из США, Британии, Евросоюза. У VEON как у группы нет ни одного контролирующего акционера. И ни один из акционеров группы не вовлечен в принятие решений. У них нулевое влияние на все решения, которые принимаются в компании», — заявил на брифинге в Киеве в понедельник CEO компании VEON (владеет «Киевстаром») Каан Терзиоглу.
Брифинг проходил при участии соучредителя VEON Огги Фабела и президента «Киевстар» Александра Комарова.
CEO VEON подчеркнул, что индивидуальные лица, которые упоминаются в контексте последних событий (Михаил Фридман, Петр Авен и Андрей Косогов — ред.) не владеют ни одной акцией «Киевстара». И также им не принадлежит ни одной акции в VEON. На крупнейшего владельца пакета акций VEON — люксембургский инвестиционный фонд Letteone Investment Holdings — не наложено никаких санкций ни в Украине, ни в любой другой юрисдикции.
«Мы с уважением относимся к расследованиям, которые сейчас проходят в отношении указанных лиц, также к обеспокоенности украинских властей вопросами безопасности. Однако для нас, как и для всех иностранных инвесторов, безусловным приоритетом является уважение к верховенству права. И фактически именно за это Украина сейчас ведет войну с рф — за верховенство права и демократические ценности», — сказал Теризоглу.
Ранее, 4 октября, Шевченковский районный суд Киева наложил арест на корпоративные права более двадцати компаний, которые якобы связаны с подсанкционным российским олигархом Михаилом Фридманом, а также бизнесменами Петром Авеном и Андреем Косоговым. В Едином государственном реестре судебных решений этого документа до сих пор нет, однако источники сообщали, что в рамках этого дела были арестованы 100% корпоративных прав «Киевстара» и четырех аффилированных компаний, также 100% третьего по размеру мобильного оператора lifecell. 13 октября Шевченковский райсуд вынес новое определение по делу, согласно которому уменьшил пакет арестованных акций ЧАО «Киевстар» с 99,994654% до 47,85%, а арестованную долю ООО «Лайфселл» — со 100% до 19,8%.
В этом решении суда указывается, что изменения в постановлении были внесены на основании ходатайства прокурора Офиса генерального прокурора в связи с опиской. В тексте постановления, которое размещено на ресурсе opendatabot.ua, указывалось, что «участники судебного производства на судебное заседание не явились. Прокурор Офиса генерального прокурора направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с положениями ст. 379 УПК Украины неявка участников дела не препятствует рассмотрению вопроса об исправлении описки в судебном решении».
На брифинге с участием Теризоглу и в понедельник в Киеве представители компании подчеркнули, что не располагают ни одним официальным решением суда относительно ареста корпоративных прав «Киевстар» и аффилированных с ним компаний.
«Фактически мы следим за ситуацией (с арестом корпоративных прав) в украинских СМИ и в телеграм-каналах. Мы владеем только той информацией, которая есть в прессе, а также размещена на телеграм-каналах Службы безопасности Украины и Офиса генпрокурора. Первое судебное решение, о котором все пишут, мы не видели вообще, второе — нашли недавно в электронном виде в Едином реестре судебных решений. Непосредственно документа у нас нет», — сообщил Александр Комаров.
По информации президента «Киевстар», из СМИ и телеграм-каналов известно о том, что сейчас арест наложен на 47,85% корпоративных прав «Киевстара» и 100% четырех аффилированных с ним компаний. Среди них, в частности, Helsi, «Украинская башенная компания» и Kyivstar.Tech.
«Знаете, эта досадная ошибка-описка (из-за которой был изначально наложен арест на 99,99% корпоративных прав „Киевстар“) для меня очень показательна. Мне кажется, что люди сначала делают, а потом думают. И непрозрачность процесса. По моему мнению, нужно отправлять решения суда компаниям, если решения их непосредственно касаются. Такие решения должны появляться в реестре согласно требованиям украинского законодательства», — заявил Комаров, отметив, что и решения об аресте 47,85% корпоративных прав компания не получила и видела его только в интернете.
Президент «Киевстар» выразил недоумение, ведь не понимает, для чего понадобилось указанное решение суда, если в Украине с осени 2022 года действует решение комиссии по ценным бумагам. В нем четко указано, что любое движение корпоративных прав в компаниях, к которым даже косвенно имеют отношение российские бенефициары, может происходить только при условии согласования регулятора.
Сейчас текущая ситуация не повлияет на операционную деятельность компании «Киевстар», подчеркнули в VEON. Также она не влияет на инвестиционные планы, которые реализуются в соответствии с утвержденной стратегией. Более того, нет никаких препятствий для проведения общего собрания акционеров, поскольку единственным законным владельцем «Киевстара» остается VEON.
В то же время ситуация имела последствия для репутации компании VEON и ее многочисленных инвесторов.
«Девятого октября мы выпустили пресс-релиз о том, что мы полностью выходим из россии. Наши международные инвесторы из США, Великобритании, Европы поддержали это решение. Мой телефон разрывался от звонков всех желающих поздравить нас с этим важным решением. Я получал слова благодарности от наших инвесторов за то, что это наконец произошло. Это было огромной радостью для всех. А потом я синхронизировано получал звонки от тех же акционеров из Европы, США, Великобритании, которые читали заголовки в прессе и не понимали, о чем идет речь. Это заголовки, которые появились 9 и 10 октября. Американским инвесторам эти заголовки стоили $150 млн», — сообщил Теризоглу на брифинге.
По информации агентства Bloomberg, котировки акций VEON на бирже NASDAQ 2 октября достигали $20,36 за одну акцию, а уже 9 октября упали до $19,17 и достигли отметки $15 — 18 октября. То есть за 16 дней месяца они подешевели на 26%, почти на четверть, что повлияло и на капитализацию компании, и на состояния ее инвесторов со всего мира.
«Я начал получать письма от инвесторов, которые, в частности, ставили нас в известность, что обратились к американским конгрессменам с просьбой защитить их экономические интересы. Обратились к властям и британские инвесторы, а также инвесторы из ЕС. Несколько дней назад нас вызвали в США и мы пытались объяснить, что случилось. Нам, в свою очередь, объяснили, что Украина — это страна, которая уважает верховенство права, и мы будем в Киеве об этом говорить. Поэтому мы сейчас здесь», — рассказал на брифинге Теризоглу.
CEO VEON заверил, что прибывшие в Киев члены Совета директоров готовы к открытому диалогу и надеются на законную защиту своих интересов, как одного из крупнейших иностранных инвесторов в Украине.
«Цель моего визита в Киев — приятная возможность, дабы рассказать о том, что мы завершили выход из рф. А также мы здесь для того, чтобы известить украинские власти относительно нашего беспокойства. Мы здесь для того, чтобы вести диалог, чтобы понять что именно стоит за всей этой ситуацией. И я счастлив прочитать, по крайней мере из тех источников информации, которые были мне доступны, что в Украине действует полная защита прав иностранных инвесторов», — сказал Теризоглу.
Телекоммуникационный холдинг VEON (Амстердам), акции которого торгуются на биржах NASDAQ и Euronext Amsterdam, после выхода из рф сосредоточился на шести быстрорастущих рынках: Украины, Пакистана, Бангладеш, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Их население составляет 510 млн человек, или 7% всего населения планеты. Компания подтвердила анонсированное ранее обязательство инвестировать $600 млн в реализацию инфраструктурных проектов, в том числе на освобожденных территориях, расширение покрытия 4G, ориентированную на 5G-реконструкцию, поддержку сервисов оператора и благотворительность в Украине в течение трех лет.
«Киевстар» — крупнейший украинский оператор электронных коммуникаций, который по состоянию на июнь 2023 года обслуживал 24,1 млн абонентов мобильной связи и более 1,1 млн абонентов «Домашнего интернета». Компания предоставляет услуги с использованием широкого спектра мобильных и фиксированных технологий, в частности 4G, Big Data, Cloud solutions, сервисы для киберзащиты, цифровое ТВ и др.
«Киевстар» помогает абонентам, обществу и стране преодолевать трудности военного времени. С начала полномасштабной войны компания выделила более 1,4 млрд грн помощи государству, военным, обществу, абонентам. Единственный акционер «Киевстара» — международная Группа VEON.
«Киевстар» более 25 лет работает в Украине и признан крупнейшим налогоплательщиком на телекомрынке, лучшим работодателем и социально ответственной компанией.