Глава патронатной службы Азова Елена Толкачева и ее коллеги рассказали о «шокирующей и дикой» ситуации, произошедшей на киевском мероприятии сообщества Young Business Club. Военных попросили не попадаться на глаза гостям форума, поскольку тех якобы «пугает военная форма».
NV собрал главное о деталях резонансной ситуации и рассказывает о реакции на нее.
Почему патронатную службу Азова попросили «спрятаться где-то в углу» на молодежном бизнес-форуме
26 октября руководительницу патронатной службы Азова Елену Толкачеву и ее коллег пригласили на одно из мероприятий Young Business Club.
Этот клуб позиционирует себя как «закрытое сообщество молодых предпринимателей, которое поможет быстрее достигать новых бизнес целей». Young Business Club также утверждает, что работает более шести лет, объединяет более тысячи предпринимателей в Украине и мире и имеет 16 филиалов (Варшава, Барселона, Берлин, Бали, Нью-Йорк, Майами, Лос-Анджелес, Киев и многие города Украины). В среднем ежемесячно в каждом из филиалов якобы проходит более десятка «формальных и неформальных встреч». А средний возраст членов клуба, по данным его организаторов — 20−45 лет.
На мероприятии в Киеве, куда Young Business Club пригласил патронатную службу Янголи Азову, Елена Толкачева должна была рассказать, чем занимается служба. По ее словам, это приглашение было возможностью «познакомиться с молодыми бизнесменами, которые, возможно, могли бы помочь нам в нашей деятельности, в нашей работе, поддержать раненых ребят, поддержать семьи погибших».
Однако, по словам Толкачевой, на форуме произошла «шокирующая и просто дикая ситуация». Через 30 минут после пребывания на мероприятии к команде патронатной службы Азова «подошла одна из представителей организаторов и попросила спрятаться где-то в углу, потому что мужчин, которые находятся на этом мероприятии, пугает военная форма», рассказала с возмущением Елена Толкачева.
«В центре Киева, в 2023 году, когда идет война, когда наши ребята гибнут в страшных боях, когда мы их хороним каждый день, к нам подошел человек, организатор, и попросил покинуть мероприятие из-за того, что гостей пугает военная форма! По факту просто пренебрежение, до боли — честно, не знаю, как передать эмоции, которые мы до сих пор сейчас еще испытываем. Извините, но это отвратительно», — констатировала Толкачева.
Больше деталей о ситуации рассказал в своих постах в соцсетях Даниил Яковлев, бывший военнослужащий Азова, который был на мероприятии вместе с Еленой Толкачевой. Он уточнил, что хотя мероприятие длилось несколько часов, на выступление Толкачевой организаторы отвели всего 5 минут и запретили военным разместить баннер в зале.
«У вас 5 минут и все. А вот эти „пауки“ [баннер с реквизитами для сбора средств] нельзя, мы с вами не договаривались. Вы что, нельзя, это людей будет пугать», — передал Яковлев слова той же представительницы организаторов, которая позже упрекнула их за военную форму.
Даниил Яковлев пояснил, что резонансный эпизод произошел в момент, когда Елена Толкачева подошла к коллегам у шведского стола, чтобы выпить кофе. «Лена стоит, пьет кофе, ест канапе. К ней подходит эта организаторша и выстреливает такую фразу: «А вы бы не могли, пожалуйста, уйти отсюда, пойти вот там сесть в конце зала, а то в военной форме вы пугаете людей».
Яковлев добавил, что после этого они с Толкачевой «молча ушли, хотя нас звали, извинялись».
На видео присутствует ненормативная лексика:
«Проведите ликбезы со своими работниками и участниками, — обратился Яковлев к организаторам Young Business Club, — Если они неосведомлены по поводу войны и того, что у нас происходит, то я буду на каждый бизнес-форум водить представителей ТЦК, чтобы мобилизовали молодых бизнесменов. И тогда их военная форма пугать не будет, и будет все по-честному […]. Я не большой сторонник того, что на волонтеров и военных надо молиться, я за нормальное человеческое уважение», — резюмировал он.
Яковлев также заявил, что патронатная служба Азова имеет скриншоты переписки с организаторами в подтверждение своих слов. Он также показал локацию мероприятия и обозначил флажком Украины тот столик, возле которого Толкачеву и ее коллег попросили покинуть зал «и пойти сесть за стол в уголке в другом зале».
Какие слова извинения прозвучали от организаторов
Основатель Young Business Club Андрей Остапчук вечером 26 октября прокомментировал инцидент в Facebook и попытался извинился.
«Сегодня мы хотим извиниться. Мы приносим свои извинения военным Азова лично и всем, чьи чувства задела эта ситуация», — подчеркнул Остапчук.
В оправдание он пояснил, что в клубе работает более 70 сотрудников, поэтому «мнение и позиция отдельного человека, который работал в команде, не является позицией клуба и его участников». «Мы постоянно работаем над тем, чтобы быть одним организмом и исповедовать единые ценности. К сожалению, это получается не всегда», — признал Остапчук.
Он заверил, что Young Business Club «ежедневно благодарит военных, обороняющих нашу страну, и делает все возможное для их поддержки».
Остапчук заявил, что сбор благотворительных аукционов YBC составил более 8 млн грн [без уточнений, на что именно собирали эти средства], а клуб «постоянно ищет новые способы задонатить и помочь».
Организатор также признал, что скандальная ситуация стала для клуба «большим уроком» и выразил надежду «на ваше понимание»
В 2021 году Остапчук вошел в список «30 до 30» — перечень самых успешных молодых бизнесменов по версии украинского Forbes. Тогда его достижения журнал описал как «создание крупнейшего русскоязычного бизнес-клуба в мире». Сейчас ему 32 года.
Управляющий партнер Young Business Club Юрий Пословский также записал видео с извинениями. «Мы точно будем принимать свои меры, внутренние меры. Я точно хотел бы извиниться перед всеми военнослужащими, потому что в такое время любая неосторожность, любое неосторожное слово, несовместимый формат высказываний просто недопустим — тем более для организации, которая считает себя ответственной, какой мы себя считаем».
По словам Пословского, встречи Young Business Club «это не пати и не диско», а в 2023 году на них собрали 9 млн грн «на нужды наших защитников и защитниц».
Он заверил, что уже разговаривал с Еленой Толкачевой, которая попросила от YBC публичных извинений. «Мы это, собственно, и делаем. Мы не боимся брать ответственность за свои поступки», — отметил Пословский, анонсировав дополнительный сбор в пользу Янголів Азову.
«От войны нельзя откупиться»: реакция на скандал в Украине
Инцидент вокруг Young Business Club и патронатной службы спровоцировал значительный резонанс и возмущение многих украинцев.
В комментариях под последними постами и анонсами клуба пользователи оставляют упреки в неуважении к военным — на фоне той цены, которую Украина платит жизнями военных ВСУ за возможность тыловых городов вести будничную жизнь.
Аналогичные сообщения оставляют на странице под извинением Андрея Остапчука. В частности народный депутат София Федина упрекнула его в том, что «все ваши форумы, действия, бизнес возможны только потому, что военные держат бой на фронте» «Такой скандал подрывает доверие военных к тылу, разъединяет страну и позиционирует ужасный вопрос: а за что мы воюем?» — отметила она.
Другие пользователи отмечают, что озвученная Остапчуком сумма сборов в 8 млн грн (около 200 тыс. долларов) за полтора года войны является мизерной по сравнению с оборотом бизнесов участников клуба, который заявлен на его главной странице.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба отреагировал на инцидент, прокомментировав опубликованное патронатной службой Азова видео в сторис в Instagram.
«Даже самый дорогой костюм молодого или взрослого бизнесмена не стоит формы защитника Украины. Когда они осознают, что без наших защитников они никто, не будет подобных инцидентов», — написал Кулеба.
Украинская писательница и правозащитница Лариса Денисенко назвала ситуацию «абсолютно отвратительной». Она отметила нелепость «вынужденных публичных объяснений совладельца и других участников клуба», из которых можно было услышать следующее:
- сумму в 5000$, которую они собрали — и это маркер того, что к военным они испытвают уважение;
- что это не дискотека, а серьезное событие людей, которые держат экономический фронт;
- что форма Елены якобы проассоциировалась у присутствующих с «видом коррупционного представителя военкомата»;
- что тупое и нечувствительное решение приняла неизвестная девушка по имени Ярослава, она якобы уволена, а остальные ежедневно благодарят и славят ВСУ, где бы они ни были, и что бы ни делали.
«Знаете, все эти объяснения звучат одновременно как спесь, страх, попытки учесть информационные запросы и срачи. Извинения с объяснениями, почему не совсем надо извиняться, но раз уж требуют, то берите такое — это отдельный довольно с*аный жанр», — резюмировала Денисенко.
Она также раскритиковала решение организаторов форума «свалить [вину] на одного человека». «Это поразительная слабость бизнес-сообщества, которое должно было создать ценностную атмосферу уважения, понимания приоритетов страны, подвергающейся агрессии, осознания вклада каждого и каждой, достойного отношения и благодарности к тем, кто защищает родину», — отметила Денисенко.
По ее мнению, с коррумпированными военкомами «должна разбираться система правопорядка, но это не должно служить оправданием своего очевидного принятого решения не мобилизоваться, и своих страхов».
«Вклад во фронтовую борьбу ВСУ — это не покупка белого билетика, и не индульгенция, и не прикрытие своих сомнений, страхов, гордыни и выбора, — резюмировала она.
Именно такие факторы в комплексе создают «тот самый значительный разрыв фронта и тыла, о чем сейчас активно говорят». «И этого бы разрыва было в разы меньше, если бы люди имели достоинство и уважали достоинство и вклад каждого и каждой», — добавила Денисенко.
Валерий Пекар, преподаватель Киево-могилянской бизнес-школы, согласился, что «Young Business Club (YBC) продемонстрировал недостойное поведение», однако призвал не отождествлять их с отношением всего украинского бизнеса к военным. «Я бы не хотел, чтобы позор ложился без различия на все бизнес-сообщества. Это позорное исключение, а не правило», — считает Пекарь.
Вячеслав Лысенко, член Совета директоров в организации Soborna Ukraine и CEO Club Ukraine, который ранее входил в круг акционеров Young Business Club, рассказал, что «вышел из акционеров клуба практически в первые дни полномасштабного вторжения в связи с координатными разногласиями в ценностях с некоторыми акционерами этого клуба, позиция которых не была, скажем так, патриотической. «В том числе и из-за того, что вышло в публичное поле вот только сейчас», — пояснил Лысенко.
По его словам, YBC «уже давно превратился в группу людей, которым интересно друг с другом, но при этом в этой группе никто ни за что не несет никакой ответственности». «Любые попытки с моей стороны еще 2−3 года настроить системный менеджмент и персональную ответственность за поступки нарывались на истерику со стороны молодежи. Стало понятно, что мне с ними не по пути. Потом вторжение, но они не повзрослели. Результат очевиден: абсолютная безответственность, которая по итогу загубит YBC», — убежден Лысенко.
Он также напомнил «молодым бизнесменам», что людей в военной форме «надо не бояться и шарахаться от них, их надо уважать, их надо благодарить, им надо помогать». «Потому что они все наши герои, они воюют за нашу страну, они гибнут, в том числе, и за вас, боязливые вы „молодые бизнесмены“. Запомните это хорошо на будущее. И не позорьтесь», — отметил бывший акционер Young Business Club.
Историк и военный Марина Мирзаева, реагируя на скандал, подчеркнула: «Это не то что отсутствие стыда. Это неуважение. Это плевок в сторону военных, без которых сегодня вся эта тусовка молодых „бизнесменов“ не была бы возможна».
Она констатировала «пропасть между военными и гражданскими». «Вот почему трудно возвращаться. Потому что люди не понимают, не слышат, не видят войны. Устраивают громкие события, прикрываются патриотическими лозунгами. И пусть они донатят кто-то больше, кто-то меньше, но само их поведение — зверское и бесстыдное — уничтожает все изнутри. Это должно пресекаться. Недостаточно сине-желтого флага. Нельзя от войны откупиться», — подчеркнула она.
Татьяна Трощинская, главный редактор Громадського радіо, считает, что резонансная ситуация и особенно публичные извинения организаторов молодежного бизнес-клуба «подчеркивают несколько показательных вещей».
«Например, веру этих незамутненных персонажей, что где-то есть специальные люди, которые с радостью воюют за их донаты. Второе: эти янг бизнесмены даже не понимают, в чем проблема вчерашней ситуации. Они думают, что проблема в травмированных военных, которые настолько травмированы, что их задели „неосторожные“ слова, написала Трощинская — А на самом деле проблема в них, в янг или олд бизнесменах, в их ценностях, в их непонимании, что происходит, в их убеждении, что все можно купить и откупиться.»
«Ясно что, в репутационных факапах человечество придумало стандартную формулу: извинились — уволили администратора — дописали во внутреннюю политику, что в следующий раз администратора уволим еще быстрее. Но это не изменит образ мышления янг бизнес клуба», — резюмировала главный редактор Громадського радіо