Владельца инвесткомпании Concorde Capital Игоря Мазепу 18 января задержало ГБР. Общественное движение Манифест-42 призвало украинский бизнес объединиться против произвола тыловых силовиков.
Политолог Олег Саакян в эфире Week News прокомментировал громкое дело.
Вся эта ситуация сейчас с Мазепой, с журналистами до этого, с заявлениями о возможности договориться с Россией, которые якобы были, сильно и очень напоминают сурковщину, так называемую методологию контролируемого хаоса и вообще попытки сейчас спровоцировать идеальный шторм внутри страны. Если раньше это все можно было списывать на недееспособность системы, на засилье ее коррупционерами, то сейчас все это выглядит, как уже комплексная операция по расшатыванию ситуации в стране.
Относительно этого кейса. В противовес Манифесту-42 против произвола коррумпированной части государства и притеснений бизнеса эта коррумпированная система силовиков, бюрократов продемонстрировала свой манифест — манифест произвола.
Сейчас действия в отношении господина Мазепы и Concorde Capital — это манифест произвола, который демонстрирует, что писаные правила в Украине не функционируют. Они не защищают частную собственность, не защищают капиталы. Был бы человек, а статья найдется. Советский принцип Дзержинского (основоположник советского карательно-репрессивного аппарата и спецслужб — ред.) остается до сих пор руководящим для украинского силового блока. Ничего нового здесь нет.
Но продемонстрировало это и следующее: любые неформальные договоренности, политическая воля, слова даже президента [Украины Владимира Зеленского] и ближайшего окружения о том, что Украине нужен бизнес, нужны инвестиции, создание бизнес-климата — все это так же не стоит ничего.
Сейчас продемонстрировали, что власть в Украине — это не президент, это не парламент, это не общество, не дай бог. Власть в Украине — это клептократическая, коррумпированная часть системы, которая «имела» по цветному телевизору картинкой и президента, и общество, и всех вместе. И тогда вопрос: либо высшее политическое руководство сейчас является частью этого и частью заказчиков, либо их так же сейчас показали в слабом свете, что они ничего не решают.
Это демонстрирует, что в Украине нет порядка ни писаного, ни неписаного, ни формализованного. И какие бизнес-няни в условиях, когда здесь нужно бизнес-охрану, бизнес-адвокатов, бизнес-мигрантов и все остальное обеспечивать для того, чтобы не врывались маски-шоу по делу десятилетней давности.
Я далек от мысли, что господин Мазепа является белым и пушистым. Любой, кто в Украине делал бизнес и начинал его 20 плюс лет назад, по нему, я уверен, есть много мест, где можно поставить клеймо, и есть много претензий.
Для меня это не ситуация о фамилии Мазепа. Для меня это ситуация того, что на месте Мазепы может быть любой. Сейчас те своевольные формы, которыми делаются подобные шаги, демонстрируют, что тот, кто готов громко выступить против этого произвола, он же первый будет сожран. Он не защищен ни публично, ни политически, ни финансово, никаким другим способом.