Бывший глава Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александр Новиков рассказал в интервью Week News о заполнении деклараций, коррупционных рисках в работе ТЦК и ВВК, а также о международных спонсорах войны в Украине.
— 15 января закончился ваш четырехлетний срок полномочий главы НАПК. Александр, вам грустно?
— Я горд за тот результат, которого удалось достичь команде Национального агентства за эти четыре года. Уверен, что это команда, которая способна совместно с другими антикоррупционными органами, с добропорядочными органами власти, сделать Украину добропорядочной страной, в которой не будет коррупции. Поэтому я горд и мне не грустно.
— Долгое время, в связи с российским вторжением, реестры по активам чиновников были закрыты. Насколько это повлияло на работу в целом антикоррупционной инфраструктуры, по вашему мнению?
— 90% граждан Украины, а то и 100%, являются союзниками Национального агентства в преодолении любых коррупционных практик. И 100% журналистов являются такими союзниками. Очевидно, что отсутствие публичности деклараций не позволяет нам совместно с вами работать максимально на то, чтобы выявить любые случаи взяточничества, любые случаи коррупции, а главное — сделать невозможным получение незаконных доходов, потому что ты их не можешь использовать. Реестр деклараций покажет твое состояние гражданам, и это значит, что нет смысла злоупотреблять служебным положением. Конечно, отсутствие публичности деклараций в разы уменьшило нашу способность выявлять необоснованные активы.
— Сейчас, когда реестр открыт, можете нам привести несколько примеров деклараций, которые вас лично поразили, которые могут быть основанием для углубленного изучения происхождения активов и состояния чиновников?
— Не могу назвать конкретные декларации. Почему? Потому что мы как орган государственной власти можем говорить только о результатах проверок. Уже сегодня начато несколько десятков полных проверок декларации по результатам обновленной системы логического арифметического контроля. Конечные результаты Национальное агентство сможет сказать 10 февраля.
Что показала эта система? Она показала, что, к сожалению, в предыдущий период (и в этот период, я уверен, результаты будут такие же) в больше чем тысяче деклараций из 800-та тысяч система идентифицировала случаи незаконного обогащения необоснованных активов. В чем разница? Необоснованные активы — это сведения об обогащении, не подтвержденные доходами, до восьми миллионов, а незаконное обогащение свыше восьми миллионов — уже уголовное производство. До восьми миллионов мы взыскиваем с нашими коллегами из Специализированной антикоррупционной прокуратуры через суд, свыше восьми — НАБУ или другие правоохранительные органы, и также [предусмотрена] конфискация имущества, уголовное наказание.