Главный редактор Цензор.НЕТ Юрий Бутусов в интервью Week News рассказал, что принятие законопроекта о мобилизации сейчас сводится к очень позорному процессу, а потому главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный вынужден заниматься политикой.
— Тот законопроект о мобилизации, который подал Кабмин, якобы возвращают правительству на доработку. Знаем, что есть еще четыре законопроекта, поданные в Верховную Раду. Чего вы ждете от того закона о мобилизации, который будет в результате принят?
— Прежде всего я надеюсь, что будет создан учет всех людей, которые являются военнообязанными или могут стать военнообязанными.
Должен быть четкий учет человеческих ресурсов Украины, которые могут быть привлечены не только для непосредственного ведения боевых действий на передовой, а также к выполнению боевых задач в составе добровольческих формирований. И которые могут быть мобилизованы в промышленность, без отрыва от своей работы. Или с отрывом от работы, но для выполнения рабочих задач, то есть мобилизация на завод.
Такой учет имеющихся человеческих ресурсов — это то, что у нас сейчас отсутствует. И, на мой взгляд, это главная проблема.
Также должен быть упорядочен порядок взаимодействия с людьми, установлен электронный кабинет, я считаю, что он должен быть в приложении Дія. Должен быть электронный кабинет призывника, мобилизованного, каждого гражданина.
Должна быть установлена связь, упорядочена рассылка повесток, взаимодействие с людьми, личная электронная карточка должна быть у каждого призывника, мобилизованного.
Также я ожидаю, что этим законом будут обеспечены права людей, которые мобилизуются. Эти права должны быть четко определены. Эти права, защита прав мобилизованных, на мой взгляд, имеют большее значение, чем карательные меры, которые у нас только и обсуждают.
Потому что у нас, к сожалению, вся дискуссия относительно закона о мобилизации свелась к тому, как военкоматы (ТЦК) или местные органы власти — кто угодно — должны ловить где-то людей и как можно удобнее для себя заводить их в армию. По моему мнению, это должны быть четко определенные права. Права тех, кто уже служит, кто мобилизуется добровольно.
И, конечно, тогда будут определены те, кто не выполняет свои обязанности. Тогда должно определяться ограничение их прав, если они не выполняют требования закона.
— Вы сейчас затронули очень важную тему — украинцы могут мобилизоваться на предприятия украинского ВПК. Но это, как мне кажется, сейчас находится вне публичного дискурса, об этом вообще никто не говорит. И страхи украинских граждан, в частности, связаны с теми карательными мерами, о которых вы говорили, с тем, что неподготовленных бросят на первую линию. А о мобилизации на заводы информация не звучит. Как вы это понимаете, почему так?