Россия все активнее применяет средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), чтобы сбить с курса украинские высокоточные боеприпасы, предоставленные Западом, в частности ракеты HIMARS и артиллерийские снаряды Excalibur. Кроме того, РФ имитирует запуски ракет и БПЛА, чтобы обнаружить украинскую ПВО.
Об этом идет речь в статье Financial Times, которая описывает «ожесточенное» противостояние Украины и России в радиоэлектронной борьбе, где оккупационные войска имеют более широкие возможности.
«Рекордное количество воздушных атак России по Украине в течение новогоднего периода подчеркнуло борьбу Киева за усиление технологий радиоэлектронной борьбы для того, чтобы глушить и сбивать с курса вражеские беспилотники и управляемые ракеты», — говорится в публикации.
И хотя Москва сохраняет преимущество в средствах РЭБ, поскольку сосредоточилась на этих возможностях еще до начала своего полномасштабного вторжения в Украину, сейчас украинские военные пытаются наверстать это отставание, пишет FT.
Командир украинского отряда беспилотников Николай Колесник рассказывает об «ожесточенных и безжалостных» поединках, которые ведутся средствами радиоэлектронной борьбы. Он называет их «невидимыми ножницами, которые „перерезают“ связь дистанционно управляемого устройства».
Автор материала напоминает о «десятках тысяч дронов», которые ежемесячно используют Украина и Россия, а также о распространенности FVP-дронов на фронте. «В последнее время россияне производят [их] так много, что это становится огромной угрозой», — отмечает полковник Иван Павленко, начальник управления РЭБ и кибербезопасности Генерального штаба Украины. Именно поэтому, по его словам, эффективные средства РЭБ становятся критически важными, что ранее отмечал в своей программной статье и главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.
Павленко призвал союзников Украины предоставить больше возможностей, которые могут подавить или повредить системами спутникового наведения (GNSS) российских управляемых ракет и беспилотников.
«Поставка в Украину достаточного количества мощных средств для помех GNSS или хотя бы усилителей сигнала также могла бы помочь противостоять авиационным атакам противника», — подчеркнул Павленко.
Кроме того, поскольку для российских систем РЭБ нужны высокотехнологичные компоненты, такие как усилители, синтезаторы и программное обеспечение, для западных союзников было важно наложить санкции на эти компоненты, подчеркивает начальник управления РЭБ и кибербезопасности Генштаба ВСУ.
FT подчеркивает, что Россия «все активнее развертывает средства РЭБ», чтобы сбить с курса высокоточные боеприпасы, которые Запад предоставляет Украине, такие как ракеты HIMARS и артиллерийские снаряды Excalibur. По словам Павленко, Москва также использует свои средства РЭБ, чтобы имитировать запуски ракет и беспилотников, чтобы ввести в заблуждение украинскую противовоздушную оборону и определить местоположение средств ПВО.
Без защиты от РЭБ украинские войска становятся легкой добычей для координированных с БПЛА ударов российской артиллерии, атак дронов-камикадзе и сбросов бомб с дронов.
Один украинский солдат пожаловался изданию на отсутствие защиты РЭБ-средств для его подразделения, значительная часть которого была уничтожена в течение недель интенсивных российских ударов на востоке Украины, когда российские беспилотники «били нас, как комаров», рассказал военнослужащий.
Системы РЭБ бывают разных форм и размеров, от радиолокационных решеток и установленных на грузовиках передатчиков до карманных устройств, напоминает FT. Обе стороны также используют импровизированные системы РЭБ, которые, по словам одного украинского инженера, волонтеры собирают в гаражах.
И Россия, и Украина сохранили мощный опыт научно-исследовательских разработок для создания средств РЭБ, однако российское правительство инвестировало значительные средства в новые комплексы в течение более чем десяти лет, поэтому сейчас имеет преимущество.
«Электронная борьба является чрезвычайно важной частью современных операций, и россияне имеют значительное преимущество в ней на протяжении всей войны, что стало постоянной проблемой для Украины», — говорит Джек Уотлинг, старший научный сотрудник Королевского Объединенного института оборонных исследований США (RUSI).
Так, российская система Поле-21 может быть размещена на земле, на башнях или установлена на транспортных средствах и создавать поле глушения на площади 150 км, напоминает FT. Другим комплексом является Мурманск, который использует огромные выдвижные 32-метровые антенные башни, установленные на бронемашинах.
«Проблема заключается в том, что россияне могут разместить системы радиоэлектронной борьбы на большей части участков фронта, вплоть до уровня взвода в некоторых случаях, когда речь идет о таких системах, как Поле-21», — объясняет Уотлинг.
Однако, как напоминает FT Украина периодически находит слабые места в системах РЭБ и противовоздушной обороны России. Именно поэтому украинским беспилотникам удается наносить удары вглубь российской территории, поражая авиабазы, склады и другие цели.
Так, прежде чем нанести дальние ракетные удары по объектам российского Черноморского флота в Севастополе, украинские спецназовцы на скоростных катерах вывели из строя российские системы РЭБ, установленные на нефтяных платформах.
Кроме того, Киев, который изначально полагался на устаревшее советское оборудование, утверждает, что улучшил свои возможности РЭБ благодаря системам, произведенным в Украине и поставленным западными союзниками, хотя детали держатся в секрете, говорится в материале.
Украинская система Буковель, которую можно устанавливать на транспортные средства, обнаруживает беспилотники, глушит их системы передачи данных и может блокировать спутниковые системы наведения, в частности российский Глонасс. Признав эффективность этой системы, украинские военные призывают изготовить гораздо больше единиц таких комплексов.
А новая украинская система под названием Покрова, по некоторым данным, может противодействовать ракетам, блокируя систему их наведения.
Кроме того, украинские системы РЭБ использовались для захвата ценных российских БПЛА, таких как Орлан, а также заставляли другие беспилотники вернуться обратно в Россию, приводит примеры представитель Генерального штаба Украины Иван Павленко.
Он напоминает, что западные истребители F-16, которых ждет Украина, крайне важно оснастить современными системами РЭБ, добавив, а потому Киев работает с союзниками над этим запросом.