30 декабря 1922 года в Москве приняли декларацию и договор об образовании Союза советских социалистических республик, проголосовав за них единогласно. Но украинская делегация отсрочила его фактическое появление на полгода.
«К работе должны быть еще раз привлечены правительства национальных государств в лице их верховных органов, — неожиданно обратился к делегатам І Всесоюзного съезда Советов 30 декабря 1922 года Михаил Фрунзе, заместитель председателя Совета народных комиссаров УССР. — Текст, который будет принят вами, должен быть разослан нашим национальным ЦИКам для одобрения. После того как они рассмотрят его и, возможно, внесут ряд поправок, должна быть собрана следующая сессия ЦИКа Союза.
Фактически, именно с этой фразы и началось существование Союза советских социалистических республик (СССР), которое закончилось в 1991 году. Точнее, все стартовали чуть раньше, когда была принята декларация об образовании СССР. Сам же договор из-за позиции украинской делегации подписали позже.
Инициатором создания СССР был идейный лидер русского коммунизма и первый председатель совета народных комиссаров коммунистической России Владимир Ленин. Эту же идею горячо поддерживал Иосиф Сталин, будущий диктатор, а на тот момент — генсек центрального комитета всероссийской коммунистической партии (большевиков) — ЦК ВКП (б). Однако видение основ нового государства у них кардинально отличалось, и еще с лета они ожесточенно спорили по этому поводу.
Сталин предлагал, чтобы в состав Советской России вошли все остальные республики на правах автономий. Ленин с этим категорически не соглашался, отстаивая принцип децентрализации в новой стране. Он хотел создать такое государственное образование, в которое все советские республики вошли бы вместе с РСФСР — Российской советской федеративной социалистической республикой — как независимые и равноправные, а в случае желания — могли спокойно выйти.
На съезд Советов в Москву 30 декабря прибыли делегаты РСФСР, Украинской социалистической советской республики, Закавказской социалистической федеративной советской республики и Белорусской социалистической советской республики. Ленин не смог приехать из-за болезни. Но направил письмо к съезду, в котором остро раскритиковал Сталина и просил делегатов поддержать Льва Троцкого, руководителя российских советских войск, фактически министра обороны.
Это письмо попало к самому Сталину, который возглавлял съезд. И, конечно, делегатам его не зачитали. Его опубликуют только в 1970 году.
«Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела».
Пользуясь отсутствием Ленина, Сталин начал «пропихивать» свою версию договора об образовании СССР с 26 пунктами «условий». В них прописали границы Союза, его представительство в международных отношениях, вопросы войны и заключения мира, международной и внутренней торговли, трудовое законодательство и многие другие вопросы. Речь Сталина была встречена бурными продолжительными аплодисментами.
Далее Михаил Калинин, первый председатель ЦИК СССР от советской России, зачитал Декларацию об образовании Союза и текст Договора об образовании СССР, принятых Конференцией полномочных делегаций советских республик. Он предложил делегатам принять оба документа «со свойственным коммунистам единодушием, вписав тем самым новую главу в историю человечества». Зал снова взорвался аплодисментами и был готов поднять руки.
Но слово взял представитель украинской делегации Михаил Фрунзе. Зная позицию Ленина и поддерживая ее, он выступил с речью, которая поломала все планы Сталина. По настоянию Фрунзе, на съезде приняли декларацию и договор только за основу. И отправили эти документы на доработку.