Адвокат Роман Лихачев рассказал NV, правомерно ли выдавать повестки на блокпостах, и за что могут составлять протокол о нарушении.
В разных районах Киева с 25 по 28 декабря проходили учения для усиления общественной безопасности, во время которых разворачивали временные блокпосты, устанавливали ограничительные знаки и элементы инженерных заграждений.
«По условиям, происходит отработка проверки транспорта, документов, элементов защиты блокпоста, определенные демонстрационные, поисковые и контрдиверсионные мероприятия», — рассказывали в столичной горгосадминистрации (КГГА).
При этом жители столицы начали сообщать, что на таких блокпостах выдавали повестки. На что в городской военной администрации (КГВА) заявили, что им неизвестно об этом. Впрочем, по словам представителя военной администрации Михаила Шаманова, согласно действующему законодательству работники ТЦК имеют право осуществлять свою непосредственную деятельность на территории Киева в «разрешенный законодательством способ».
С сегодняшнего дня и до 6 января контрдиверсионные и меры безопасности решили усилить не только в Киеве, но и в Киевской области. Во время них будут проверять общественные места: торговые центры, супермаркеты, вокзалы, больницы и тому подобное.
В области также увеличивают количество блокпостов, на которых могут останавливать транспорт. Власти напоминают, что с собой нужно иметь документы, удостоверяющие личность.
Такая работа также будет способствовать розыскным мероприятиям. По данным полиции, из-за совершения уголовных и административных правонарушений в розыске находятся более 11 тыс. человек.
NV пообщался с Романом Лихачевым, адвокатом приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека, чтобы выяснить, какова на самом деле первоочередная цель установления дополнительных блокпостов в столице и области, а также узнать, законно ли выдавать повестки в таких местах.
Несмотря на то, что блокпосты установлены для контрдиверсионных и безопасностных мероприятий, во время военного времени их могут использовать для проверки военно-учетных документов и вручения повесток, отмечает юрист.
Лихачев отметил, что повестки действительно могут вручать где угодно. К тому же, повестка — это не тот документ, который может быть обжалован в суде.
«Уже есть решение Верховного суда, в котором прописано то, что саму по себе повестку обжаловать нельзя. Повестка — это лишь средство оповещения лица о том, что ему необходимо явиться в соответствующий ТЦК», — сказал он.
Таким образом, на блокпостах может проходить вручение повесток. По словам юриста, главный вопрос заключается в том, как именно выписывается и вручается этот документ.
«Не все лица могут иметь кучу пустых бланков и заполнять их на месте с изначальной подписью начальника ТЦК. Это не совсем законно, потому что начальник ТЦК не может пустые бланки штамповать и ставить подпись под ними», — объясняет юрист.
Он отмечает, что людям должна вручаться заполненная повестка для оповещения о том, что необходимо прийти в ТЦК и уточнить свои военно-учетные данные.
Если же лицу вручили повестку, то оно должно явиться в ТЦК в указанное время. Если же он этого не сделал без уважительной на то причины, может составляться административный протокол.
«Оснований для того, чтобы не получать повестки, нет. Более того, и на месте могут составлять протокол о нарушении воинского учета. Для того, чтобы, скажем так, меньше резонанса создавать, я всегда советую получать повестки, но выводы относительно их правомерности делать уже в дальнейшем с юристами», — сказал Лихачев.
По его словам, нигде не прописано, что протокол об административном правонарушении должен составляться в здании ТЦК. Таким образом, он может составляться и на улице — на лицо, у которого нет военно-учетных документов или которое нарушило правила воинского учета.
«Если есть причины, мешающие составлению административного протокола на месте, то работники ТЦК могут это использовать для того, чтобы с лицом приехать в ТЦК для составления административного протокола, если лицо что-то нарушило. Скажем так, это дополнительные моменты, которые мы видим в различных сюжетах о том, что лиц доставляют в ТЦК», — отметил юрист.
Так, админпротокол может составляться на улице, но делать это может только уполномоченное на это лицо. В частности, речь идет о начальнике ТЦК или лице, определенном его приказом. Представители полиции это осуществлять не могут.
К тому же, недавно глава Нацполиции Иван Выговский в интервью Українським Новинам заявил, что выступает против идеи предоставить полицейским полномочия раздавать повестки военнообязанным без участия военных.
При этом, юрист отметил, что Выговский не высказался против проверки полицейскими военно-учетных документов.
«Тогда полиция будет не просто, например, проверять водительское удостоверение. Она еще будет проверять его военно-учетные документы. И здесь уже будут вопросы относительно того, что делать с нарушителями: закрывать на это глаза, не закрывать. То есть, есть возможность коррупционной составляющей», — сказал он.
Кроме того, Лихачев отметил, что у него возникает вопрос о правомерности остановки представителями ТЦК транспорта.
По его словам, представители ТЦК не должны останавливать транспортные средства. Порядок остановки должен быть определен комендантами. При этом в постановлении Кабмина существует «лазейка», которая регулирует возможность проверять транспортные средства представителями ТЦК. Так, в военное время уполномоченные представители Вооруженных сил Украины могут осуществлять досмотр вещей. При этом формально представители ТЦК относятся к ВСУ.
Если же человека останавливают представители полиции и ТЦК, юрист советует просить полицейских включить бодикамеры, чтобы была возможность зафиксировать возможные неправомерные действия сотрудников ТЦК. В том числе, если пустая повестка будет выписываться на месте.