Пока критически важная помощь Украине тормозится политическими распрями в США и ЕС, европейские чиновники начинают задумываться над последствиями возможной победы России. Об этом говорится в материале Bloomberg, опубликованном во вторник, 19 декабря.
Тупиковая ситуация с оказанием помощи со стороны США и Европы, пишет Bloomberg, заставляет союзников Украины задуматься над тем, что они отказывались представлять с первых дней российского вторжения: Россия может победить.
В условиях, когда помощь на сумму более 110 миллиардов долларов погрязла в политических спорах в Вашингтоне и Брюсселе, все больше ставится под сомнение, как долго Украина сможет сдерживать российские войска и защищать украинские города, электростанции и порты от ракетных атак.
Кроме потенциально катастрофических последствий для Украины, некоторые европейские союзники начали «потихоньку» рассматривать последствия поражения для НАТО. Они переоценивают риски, которые «обнаглевшая» Россия может представлять для членов Альянса на востоке Европы, цитирует издание осведомленные источники.
По их словам, «волновые эффекты» будут ощутимы во всем мире, поскольку партнеры и союзники США поставят под сомнение надежность обещаний Вашингтона по обороне.
Влияние такой стратегической неудачи будет гораздо глубже, чем то, что было вызвано выводом войск США из Афганистана в 2021 году, считают источники. К тому же экс-президент США Дональд Трамп может победить на президентских выборах в следующем году и выполнить свои публичные обещания выйти из основных альянсов, в частности НАТО, и заключить соглашение с Россией по Украине.
Все более сильное чувство тревоги просочилось в публичные заявления лидеров, отмечает медиа. Они приобретают все более резкий тон, когда сторонники помощи призывают своих оппонентов не делать жизненно важную помощь заложницей внутриполитических приоритетов.
«Если Украина не будет иметь поддержки со стороны ЕС и США, то Путин победит», — заявил премьер-министр Ирландии Лео Варадкар на прошлой неделе на саммите Европейского Союза.
На этом саммите лидеры не смогли преодолеть все большую оппозицию пакету помощи в следующем году в размере 50 млрд евро и едва смогли одобрить в основном символический жест, открывающий путь к членству для Украины в будущем.
Президент США Джо Байден на прошлой неделе пообещал поддерживать Украину «столько, сколько сможем», что является риторическим отходом от предыдущих обещаний делать это «столько, сколько потребуется».
«По обе стороны Атлантики растет беспокойство по поводу отсутствия прогресса в вопросе помощи Украине и разочарование тем, что эта стагнация имеет ужасные последствия на поле боя. Возможность того, что Украина потеряет дополнительные территории и даже свой суверенитет — это все еще остается на повестке дня», — сказала Кристин Берзина, директор немецкого Фонда Маршалла в Вашингтоне.
По словам европейских чиновников, Россия, вероятно, будет пытаться захватить больше территории и разрушить больше инфраструктуры, если Украина не получит оружие. По их словам, если Украина не сможет защитить себя, она может быть вынуждена принять соглашение о прекращении огня на российских условиях.
Сторонники Украины в ЕС и США утверждают, что помощь, скорее всего, будет одобрена в той или иной форме в начале следующего года. Но это вряд ли приведет к значительному прорыву на поле боя, говорят чиновники. Кроме того, перспективы становятся все более туманными, а патовая ситуация на фронте делает все более очевидным: борьба может длиться годами, добавляет Bloomberg.
В странах Балтии официальные лица уже призывают общественность быть готовыми к следующей войне, поскольку войска России не будут уничтожены в Украине. Дискуссия перешла от теоретического вопроса нападения России к конкретной подготовке к этой некогда немыслимой перспективе.
Несмотря на публичные заверения Байдена, растут сомнения, действительно ли США и другие союзники подвергнут свои войска риску, чтобы защитить крошечные страны Балтики.
«Россия не боится НАТО», — заявил на прошлой неделе в интервью местному телеканалу главнокомандующий вооруженных сил Эстонии Мартин Херем.
По его оценке, российские военные могут быть готовы напасть на НАТО в течение года после войны в Украине. Другие западные официальные лица заявили, что РФ, вероятно, понадобится по меньшей мере несколько лет, чтобы компенсировать огромные потери, которые она понесла в Украине.
Но прежняя уверенность в том, что вторжение станет «стратегическим поражением» РФ, исчезла, и в некоторых кругах на смену ей пришло все более сильное ощущение того, что ставка РФ на то, что она сможет переждать США и их союзников, может оказаться правильной.
Один западный чиновник описал, как возможная победа России спровоцирует поток беженцев, которые будут направляться в ЕС, обостряя напряженность в отношениях между странами-членами. В то же время, по словам чиновника, украинское сопротивление перейдет к партизанской тактике — боевые действия продолжатся с меньшей интенсивностью, увековечивая нестабильность на восточной границе ЕС.
Некоторые европейские страны могут стремиться укрепить свои связи с Москвой или Пекином, чтобы избежать необходимости слишком полагаться на ненадежные США, говорят другие собеседники Bloomberg.
Поскольку российские войска в этом сценарии будут гораздо ближе к границам Польши, Словакии, Венгрии и Румынии — а Крым дает Кремлю господствующую позицию в Черном море — США должны будут сделать значительные инвестиции в свои европейские силы, чтобы обеспечить надежное сдерживание, говорится в докладе Института изучения войны (ISW), опубликованном на прошлой неделе.
США придется развернуть «значительную часть» своих сухопутных сил, а также «большое количество» самолетов-невидимок. Учитывая ограничения американского производства, это может заставить Белый дом выбирать между удержанием достаточных сил в Азии для защиты Тайваня от потенциального удара со стороны Китая и сдерживанием российского нападения на НАТО.
«Это все будет стоить целое состояние. Расходы будут продолжаться до тех пор, пока будет сохраняться российская угроза — потенциально до бесконечности», — заключает Bloomberg словами Фредерика Кагана, военного эксперта из Американского института предпринимательства.