Член комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федор Вениславский в интервью Week News — об усовершенствовании мобилизационных процессов в Украине и необходимости исключения народной депутатки Марьяны Безуглой из оборонного комитета.
— Вы поддерживаете идею вручения повесток военкоматами или через электронную почту, или заказным письмом, или через Дію? Такие от вас звучали предложения.
— Во-первых, это были не мои личные предпочтения или инициативы. В парламенте, в нашем комитете работает достаточно представительная рабочая группа по усовершенствованию законодательства о прохождении военной службы, выполнении воинского долга и о мобилизации. Эта рабочая группа наработала целый ряд законодательных предложений.
Но говорить о том, что какие-то из них уже будут стопроцентно воплощены в текст будущего закона, пока пока нет оснований. Потому что еще идет обсуждение.
Буквально [15 декабря] у нас был в онлайн-режиме комитет. Мы также некоторые вопросы — связанные с усовершенствованием законодательства о социальной защите, о мобилизации — рассматривали.
После того, как будут сняты все дискуссионные вопросы, будет обобщен текст, он будет зарегистрирован.
Есть очень много вопросов, связанных с конфликтными ситуациями во время мобилизации. Подавляющее большинство конфликтных ситуаций с мобилизацией связано с двумя ключевыми проблемами, о которых я и публично говорю, и сейчас могу повторить.
Первая ключевая проблема — это то, что действующие нормы закона о мобилизационной подготовке и мобилизации, предусматривают, что мобилизация — это не деятельность исключительно представителей территориальных центров комплектования и социальной поддержки. Это слаженная системная деятельность очень многих субъектов — органов местного самоуправления, их должностных лиц, сельских, поселковых, городских глав, органов социальной защиты, органов здравоохранения, учебных заведений, предприятий, учреждений организаций, военных администраций.
То есть есть целый ряд субъектов, которые должны приобщаться к процессам мобилизации. Но, в силу объективных и чаще всего — субъективных причин, очень многие от этих процессов дистанцируются. Понятно, что это связано с очень такими неприятными моментами.
Скажем, если взять сельского голову, он должен обеспечить вручение повестки для своего односельчанина. К большому сожалению, война — это и ранения, и, к большому сожалению, смерти. И потом этот же голова связывается с тем, что он как бы прямо или косвенно стал причиной того, что или кто-то был ранен, или кто-то погиб. И, конечно, они стараются максимально дистанцироваться от этих процессов.
И это можно экстраполировать на всех субъектов мобилизационной подготовки. Получается, что только представители территориальных центров, не имея существующих достаточных полномочий… Например, один из вопросов, на блокпосту можно вручать повестку или нельзя вручать повестку на каком-то массовом мероприятии. У представителей ТЦК не всегда есть такие полномочия. Они вынуждены привлекать представителей органов внутренних дел, правоохранительных органов, полиции, которые имеют право проверять документы.
И поэтому сейчас в парламенте мы прекрасно понимаем эти проблемы, мы их анализируем. И мы пытаемся выработать те алгоритмы, которые позволят выполнить те задачи, которые стоят перед нашим государством, — восстановление территориальной целостности, сохранение государственного суверенитета. А без пополнения потерь — санитарных, безвозвратных — мы это сделать в принципе не можем.
И обратная сторона, о чем уже сейчас говорит и президент, и представители многих политических сил: это необходимость какого-то правового понимания пространственных, временных границ — сколько будет человек воевать, то есть демобилизация.