Топ-представительница Минюста Ирина Мудрая после визита за океан рассказала NV о том, сможет ли Джо Байден отдать российские деньги на нужды Украины.
На фоне критического положения с процессом выделения США денег на нужды Украины, из-за чего президент Джо Байден даже срочно обратился в Палату представителей и Сенат, в американском Конгрессе рассматривают документ, которой мог бы облегчить кризис. Речь идет о законопроекте 4175, который позволит Белому дому конфисковывать российские активы в США в пользу Украины. Речь идет примерно о $8 млрд.
Насколько высоки у Киева шансы на то, чтобы получить приемлемое для себя решение по этому документу? Об этом NV рассказала Ирина Мудрая, заместитель министра юстиции, которая недавно была в США в составе официальной украинской делегации, и имела встречи с американскими чиновниками по этому документу.
Вы писали по результатам некоторых встреч, что обсуждали возможности конфискации замороженных в США активов РФ в пользу Украины. И в Конгрессе как раз недавно рекомендовали принять законопроект 4175, который позволяет президенту США конфисковывать такие активы. Какие могут быть варианты конфискации и, главное, каковы перспективы принятия этого документа, ведь его должен внести спикер Конгресса?
Шансы на принятие этого законопроекта достаточно высоки. Он был внесен в июне 2023 года и получил двухпалатную поддержку, а менее чем за полгода уже рассмотрен комитетом по внешним делам. Следующее рассмотрение должно состояться в финансовом комитете Конгресса. Но, как правило, когда вопрос касается внешней политики или норм международного права, финансовый комитет соглашается с заключением комитета по внешним делам.
Следующий этап — представление в Конгрессе. Спикер должен вынести этот законопроект на голосование. После встреч с конгрессменами и сенаторами по дальнейшему продвижению соответствующего законопроекта мы услышали четкие сигналы и понимаем, какими должны быть наши действия, чтобы его принятие состоялось. Я думаю, что уже в следующем году мы можем ожидать принятия этого документа.
Он нам важен не столько тем, что будут взысканы российские средства в Штатах, хотя и суверенных активов РФ в США заморожено на сумму до $ 8 млрд, и этот денежный вклад также является важным в восстановлении страны и компенсации пострадавшим. Указанный законопроект дает мощный сигнал нашим европейским партнерам и другим странам. Мы ожидаем, что его одобрение даст толчок другим странам принимать аналогичные решения.
Если этот закон будет принят, что дальше?
Это даст правовое основание для конфискации российских активов, не нужно будет проходить судебные процессы. Президент США, согласно этому законопроекту, наделяется полномочиями для двусторонних и многосторонних переговоров с лидерами других стран по созданию компенсационного механизма.
Мы сейчас над ним работаем и ожидаем, что со второго квартала 2024-го пострадавшие граждане и бизнес уже смогут подавать заявки в международный реестр убытков. Следующий шаг — создание компенсационной комиссии, что также отражено в этом законопроекте. Компенсационная комиссия должна создаваться на основе международного соглашения. И мы вместе с Соединенными Штатами сегодня ведем переговоры со странами Большой семерки для заключения такого соглашения.
Также этим законопроектом РФ и Беларусь признаются государствами-агрессорами. А это один из факторов, которые дают возможность применить против них контрмеры. Это дополнительно определяет, что эти страны нарушили нормы международного права, и в силу норм международного права они должны выполнить свои обязательства. Если они не хотят выполнять их добровольно, страны должны найти тот инструмент, который в принудительном порядке заставит выполнить эти обязательства. Это будет делать компенсационная комиссия.
Законопроектом запрещена разблокировка российских активов. Пока не будут прекращены боевые действия между РФ и Украиной, и Украине не будет выплачена полная компенсация, до тех пор активы будут оставаться заблокированы.
Предполагается создание фонда поддержки Украины и фонда ресурсов для Украины, куда и будут передаваться конфискованные у РФ средства.
В Штатах заинтересованность в этом законопроекте есть, поскольку благодаря этим средствам финансовая нагрузка по помощи Украине для них будет намного меньше.
То есть это исключительно средства на восстановление? Ни на какие другие расходы мы использовать эти средства не сможем?
Это мероприятия по реконструкции, восстановлению и восстановлению Украины, предоставление экономической и гуманитарной помощи народу Украины, а это как раз выплата компенсаций пострадавшим и другие цели, которые определит госсекретарь. Поэтому речь идет не только о восстановлении в стране.
Вы сказали, что видели заинтересованность Штатов на этих встречах. Как видите вы, что именно по направлению санкций, замораживания активов работает российское лобби в США?
В Штатах они работают особенно активно. Можно увидеть выводы довольно престижных фирм о том, что конфискация российских активов — это нарушение международного права. Россияне не жалеют ресурсов на финансирование лоббистов, которые распространяют такое мнение среди конгрессменов и сенаторов, подкрепляя это выводами юристов с громкими именами. Когда это не срабатывает, они начинают распространять информацию о нарушении устойчивости финансовых систем и обесценивании валюты, в частности евро.
Их очень смущает, что в Америке перешли от обсуждения к конкретным действиям, а законопроект — это конкретное действие.
Вы также написали, что обсуждали усиление санкций и введение новых санкций к конкретным людям и финансовым учреждениям. Можете подробнее рассказать об этом?
Украина вводит гораздо больше санкций, чем наши партнеры. Каждый раз, когда выходит решение СНБО о введении санкций, или когда ВАКС выносит решение о взыскании российских активов в государственный бюджет, мы формируем своего рода пример для наших иностранных партнеров. Мы постоянно коммуницируем с ними, чтобы они отражали наши санкции. Например, есть ряд физических лиц, по которым в Украине уже вынесено решение о конфискации, и сейчас мы ведем переговоры с американскими коллегами о введении к ним аналогичных санкций.
Насколько Штаты поддерживают сам компенсационный механизм для украинцев, ведь тот же трибунал они коммуницируют осторожно, непонятно, что с ним будет
На встрече с государственным секретарем Энтони Блинкеном я была приятно удивлена, что он не только слышал о компенсационном механизме, но и знает о нем в деталях. Они, по сути, вместе с нами являются создателями этого механизма. Мы получили подтверждение у госсекретаря, что в этом направлении Соединенные Штаты являются нашими союзниками и будут продолжать занимать ведущую позицию, убеждая других партнеров из Большой семерки присоединиться к компенсационному механизму. Уже в ближайшее время у нас состоится разговор с юридическими советниками, посвященный созданию этого механизма.