После коррупционного скандала с одесским военкомом, военкоматы стали хуже выполнять планы. Почему так произошло и что с этим делать, рассказал Роман Костенко, секретарь комитета Рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки в интервью Радио NV.
Напомним, 17 августа президент Украины Владимир Зеленский подписал указ об увольнении руководителей областных ТЦК и назначении на их место боевых офицеров.
«Если кто-то посмотрит мои эфиры, в частности в процессе того, как это происходило, я говорил: решение, конечно, политическое, но главное, чтобы оно не привело к провалу мобилизации. И опыт показал, что так оно и есть», — говорит Костенко.
«А почему опыт? Потому что я также когда-то до Службы безопасности был офицером Вооруженных Сил. Я служил в 79-й десантной бригаде, был заместителем командира разведывательной десантной роты. И у меня одна из рот по мобилизации призывалась. И я как молодой лейтенант помню, сколько мне, чтобы призвать тех 28 человек во время войны, нужно было прилагать усилий. Сколько я должен был на своем уровне изучить подзаконных актов, документов, сколько я должен был писать», — рассказал нардеп.
Он отмечает, что работа по мобилизации не дается легко тем, у кого есть опыт боевых действий, потому что предусматривает выполнение совершенно разных задач.
«Нельзя лучшего командира бригады поставить — и он станет лучшим руководителем ТЦК. Мобилизационная работа — это совсем другая работа. Это не воевать, не готовить бойцов. Это взаимодействие с местными органами самоуправления, это взаимодействие с правоохранительными органами, это взаимодействие со всеми предприятиями — и частными, и государственной собственности. Это понимание, как выполнять те задачи, которые тебе ставят сверху относительно плана мобилизации. Это очень сложная работа», — говорит Костенко.
«И лучший командир бригады… Мне очень сложно представить, что меньше, чем полгода у него уйдет на то, чтобы понять, как ему нужно [работать]. Особенно, когда мы нагнали этот хайп, можно сказать, когда „все военкомы — это коррупционеры“», — добавляет он.
Нардеп также рассказал, что новоназначенные военкомы боятся совершить ошибки.
«И реально: с кем я разговариваю, они очень боятся сделать что-то не так. И вот это „боятся сделать что-то не так“ приводит к тому, что „лучше мы это не сделаем, чем мы сделаем что-то не так и завтра к нам придут, положат мордой в пол, захейтят, расскажут, что мы неправильно кого-то призываем в армию“», — говорит Костенко.