Политолог Олег Саакян в интервью Week News рассказал, как президент Зеленский легитимизирует слухи о конфликте с главнокомандующим Валерием Залужным и каким будет развитие событий, если напряжение между ними перерастет в нечто большее.
— Недавно Владимир Зеленский дал интервью британскому изданию The Sun. И там он, можно так сказать, высказал претензии некоторым генералам, которые, как он думает, то ли собираются идти в политику, то ли собираются быть как-то к ней причастным. Намекнул на главнокомандующего Залужного. Это все дало основания российской пропаганде еще больше говорить о конфликте между президентом и военными генералами. Целесообразно ли поднимать такие вопросы? Как понимать то, что происходит, и то, что мы прочитали в издании The Sun?
— Как по мне, это хрестоматийный пример, как делать нельзя и не надо. Начиная от того, что, во-первых, издание The Sun — это довольно желтое британское издание, далеко не уровня президента.
Если бы до этого не была статья Залужного в The Economist, если бы до этого Зеленский не имел выпадов на британские медиа ТОП-уровня, то можно было бы говорить, что, условно говоря, во времена довоенные для Украины в The Sun попасть — это было хорошо. И, окей, можно. Но сейчас, с тем кредитом доверия к Украине, с эмпатиями в британском обществе, президент стоит большего.
Президенту стоит выходить в The Guardian, в других, более авторитетных изданиях. Это было бы куда качественнее. То есть, первое: площадка выбрана не самая лучшая.
Второе: возможные амбиции военных — вообще не тема для документирования президентом. Таким образом он сам снижается до уровня едва ли не сплетен и каких-то междоусобиц. Это мог бы комментировать, если уж так сильно Офису президента хочется, кто-то другой, который прямо не связан с президентом. Сказать: «Смотрите, часть военных могут иметь политические амбиции. Это, конечно, хорошо и правильно, никто им не запрещает их иметь. Но реализовывать их стоит, уйдя из армии, условно говоря». И такой тезис, конечно, всколыхнул бы инфопространство в Украине. И все впадали бы и акцентировали бы внимание на том, что таким образом Офис президента посылает месседж: они беспокоятся. Но это бы не было напрямую, не подтверждало бы его персонального беспокойства и определенного напряжения с военным командованием.
И третий момент — это упоминание Залужного и именно такими формулировками поднятие этой темы. Это, действительно, перевод ситуации из напряжения в едва ли не конфликт — легитимация его, демонстрация. С тем, что это персонально для Зеленского является важным вопросом, что он в международном медиа об этом заговорил.