Лучшее, что может произойти с Россией, — это поражение в войне против Украины, убежден Ярослав Грицак, историк и профессор Украинского католического университета.
В интервью Week News он проанализировал, как у диктатора Владимира Путина появилась идея покорения Украины и как он ее пытался реализовывать более 20 лет.
— Как вы оцениваете значение Евромайдана в истории нашей страны?
— Прежде всего это победная революция. У нас не так много победных революций. А во-вторых, победная не только в контексте Украины, а в контексте всех тех движений, которые начались, условно говоря, с Арабской весны, закончились протестами в Беларуси и Казахстане в первый год ковида.
Это десятилетие революций. Большинство из тех революций потерпели поражение. Есть даже статистика, которая показывает, что Евромайдан является одним из немногих исключений, когда революция действительно потерпела победу. Почему я говорю «потерпела победу»? Из-за последующих трагических событий. Другое исключение, возможно, Тунис из арабских революций, потому что Арабская весна тоже, мы знаем, закончилась не слишком хорошо.
Но в любом случае это событие, которое меняет характер истории.
— Революция, которая потерпела победу. Россия развязала войну, понимая, что она теряет свои позиции в Украине?
— Россия имела планы военной масштабной агрессии в отношении Украины еще задолго до Майдана. Согласно моим источникам, источникам моих коллег, которые разбираются в этом, этот план был утвержден еще в конце 2008 года.
Они, единственное, не надеялись, что произойдет таким образом Майдан. Потому что ожидания были, что в Украине начнутся достаточно массовые беспорядки в 2015 году. Будут новые выборы, Янукович снова будет претендовать на президента. И понятно, что он прибегнет к манипуляциям.
В тот момент считалось, что это будет лучшее время для вторжения России в Украину, чтобы, мол, обеспечить порядок в этой стране, спасти от хаоса.
Поэтому нельзя сказать, что Россия сразу «наказала» украинцев, «наказала революцию». Она имела этот план. План заключался в том, что каждый раз, когда украинцы будут демонстрировать свою активную позицию по приближению к Западу и отходу от России, они должны быть наказаны военной масштабной агрессией. И это, собственно, то, что произошло в 2014 году.
Мы об этом знали. Говорю «мы», потому что это были майданные эксперты. Нас уже давно предупредили, что на самом деле вторжение неизбежно. Я помню, что даже в какое-то время мы попросили выйти на Майдан и заявить это. И это где-то на ютубе существует, что Янукович больше не является угрозой для нас, наша главная угроза — Путин. У нас есть время до окончания Олимпийских игр. А дальше развитие событий, к сожалению, это подтвердило.
— По вашему мнению, россияне планировали реализовать в Украине нечто подобное белорусскому сценарию?