Суд оставил под стражей олигарха Игоря Коломойского, несмотря на то, что адвокаты просили изменить меру пресечения на домашний арест из-за ухудшения состояния его здоровья.
В то же время Коломойский «шантажирует власть» и строит «переговорную позицию» с Офисом президента, находясь в изоляторе СБУ. Как это происходит в интервью Week News рассказал Сергей Головнев, руководитель деловой редакции LIGA.net, соавтор телеграм-канала Монополист.
— Мы помним о том, что Игорь Коломойский не обычный украинский гражданин, а очень-очень влиятельный человек со многими ресурсами. А каким образом он сейчас может шантажировать власть? Коммуницировать, условно, с Офисом президента, даже находясь за решеткой?
— Я не думаю, что он коммуницирует с Офисом президента.
У него есть два стратегических предприятия — Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы. И также рядом с ними месторождение, соответственно, руда добывается. И их продукция очень нужна украинскому металлургическому комплексу, в том числе заводу [другого украинского бизнесмена Рината] Ахметова АМКР — АрселорМиттал Кривой Рог — крупнейшему заводу в Украине, которые сейчас работают.
И эти два завода — Никопольский, Запорожский ферросплавные — в начале ноября заявили о том, что прекращают работу. В релизах они указали о том, что это связано с обстрелами энергетической инфраструктуры, которые ожидаются. При том, что прошлой зимой, когда обстрелы уже были, они не останавливались.
Есть инсайдерская информация от их контрагентов, которые рассказали, что контракты были заключены на весь зимний период. И для всего рынка эта остановка была неожиданностью. То есть она не планировалась. И, по инсайдерским данным, когда с руководством общались, говорили: «У нас же с вами контракты, что же вы делаете?» Они говорят: «Это нам дали такое указание».
— Почему мы называем это шантажом? Насколько сильно это влияет на украинскую экономику?
— Не учитывая того, что там люди работают и их семьи… Они, правда, в своих релизах указали, что средняя заработная плата, хотя законодательство им позволяет этого не делать, но все равно будет выплачиваться. Но я очень сомневаюсь. Даже если эти заводы сильно захотят, они несколько месяцев смогут это делать. Это, если захотят. Это первый момент.
А второй момент: если не будет этой продукции, то могут, по крайней мере временно, остановиться другие металлургические заводы — Запорожсталь, АМРК.
— У Коломойского есть медиаактив достаточно влиятельный. По меньшей мере был влиятельным до полномасштабного вторжения. Речь идет о группе 1+1. Но, кажется, там мы не видим большого количества сюжетов о том, что надо господина Коломойского выпускать, что это все «охота на патриота». По вашему экспертному мнению, он решил использовать именно этот аргумент со своими заводами?