Власти нужно думать о другом формате взаимодействия с обществом ради решения кадровых вопросов ВСУ, считает Сергей Згурец, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express.
Необходимо расширить категорию граждан, которые могут быть призваны на обучение или мобилизацию, — такой тезис озвучил в начале ноября главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в своей статье для The Eeconomist.
Почти одновременно в разных городах прошли акции родственников военнослужащих, которые требовали провести ротацию в армии.
А чуть раньше бывший министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что, возможно, пришло время пересмотреть масштабы мобилизации в Украине, так как средний возраст солдат на фронте — более 40 лет.
Чего именно украинцам — военным и гражданским — можно ожидать в этой области? Об этом NV поговорил с Сергеем Згурцом, директором информационно-консалтинговой компании Defense Express.
Далее — его прямая речь:
«Есть разработанный законопроект, который пока президент не подписал [речь идет о законе об уменьшении предельного возраста пребывания призывников на воинском учете с 27 до 25 лет]. Но, в любом случае, это лишь одна составляющая вопроса, связанная с мобилизацией и расширением ресурса для боевых действий. Потому что мы понимаем, что война надолго, что подразделения надо заменять и проводить ротацию.
При этом далеко не все направления перешли на военные рельсы. И я думаю, что здесь вопрос более системной работы, связанной с созданием новой концепции взаимодействия общества, армии и власти, где вклад каждого в систему обороны будет гораздо большим, чем сейчас. Пока что такого не происходит, и поэтому как раз наиболее простой путь — расширить мобилизационную базу и позвать всех. Но это ударит и по экономике, и по «оборонке». Надо искать варианты, при которых будут созданы более понятные условия.
Потому что сейчас, условно говоря, 3-я штурмовая бригада является примером маленькой модели правильной системы, когда есть и рекрутинг лучших людей в свою бригаду, и подготовка, и ответственность командиров, и результаты. Но в других бригадах этого не замечается.
Тогда возникает вопрос, что каждый человек, который хочет идти в армию, начинает бояться, что будут или плохо готовить, или не будет ощущения эффективности работы. Здесь, наверное, надо думать о другой концепции информационной работы с обществом и другой формат взаимодействия общества в подготовке кадров.
На это намекает концепция Умерова [концепция военной кадровой политики до 2028 года, которую в ноябре утвердил министр обороны Рустем Умеров], но она пока является лишь рамочным, общим документом, из которого пока не понятно, куда все движется. Первый шаг сделан, а теперь надо это наполнять содержанием. И изменение возрастных рамок — это лишь один фактор. Ведь можно призвать всех, но как это повлияет на эффективность боевых действий на линии фронта? Эти вопросы не снимаются, и тут, я думаю, надо искать формат нового общественного договора, где все-таки надо перестраивать жизнь страны на более военный лад по сравнению с тем, что мы имеем сейчас»
- Отмена призыва и смарт мобилизация. Кто из мужчин имеет право на выезд за границу, и влияет ли на это концепция Минобороны
- Четыре категории. Кто подлежит призыву по мобилизации в Украине и чем руководствуется ТЦК при отборе
- Пять случаев. Когда неприбытие по повестке в ТЦК не является уклонением от мобилизации и нарушением закона