Белый дом посоветовал Банковой начать реальную и эффективную борьбу с коррупцией, которая в первую очередь нужна самой Украине, считают опрошенные NV эксперты.
25 сентября в украинских СМИ появилась информация о том, что Белый дом направил Киеву письмо с перечнем реформ, якобы необходимых для продолжения предоставления Украине военной помощи. Изменения касаются функционирования наблюдательных советов госпредприятий, антикоррупционных органов (САП, НАБУ, НАПК), Высшего совета правосудия и в целом судебной ветви власти. Также приоритетными в течение года отмечены изменения в работе Минобороны и всех силовых ведомств.
Эти сообщения представители Банковой комментировать не стали. А в оппозиции заговорили об условной «черной метке» для власти за ее «игнорирование ключевых реформ».
На следующий день в посольстве США в Украине объяснили, что список приоритетных реформ был передан в рамках диалога с партнерами, заинтересованными в будущем успехе Киева. Документ был представлен для обсуждения и обратной связи на Многосторонней координационной платформе доноров для Украины в Брюсселе.
А 27 сентября в Белом доме заявили, что проект списка приоритетных реформ, который США передали для обсуждения и отзывов, не является условием для продолжения военной помощи. Такой ответ получил на свой запрос Голос Америки.
Предложения, а не ультиматум — так в итоге прокомментировал ситуацию советник руководителя Офиса президента Михаил Подоляк.
Что же это было на самом деле? И действительно ли реформы могут быть связаны с военной помощью? И что теперь делать Киеву?
Об этом NV поговорил с осведомленными отечественными экспертами.
Виталий Шабунин, председатель Центра противодействия коррупции:
Безотносительно к наличию или отсутствию этого письма, почти все перечисленные в нем реформы надо делать для украинцев, для Украины и для победы. Не для американцев, не для ЕС. А если мы при этом еще и деньги получим, так это вообще подарок. Не понимаю, в чем проблема. У нас же не требуют территорию отдать, суверенитет, полезные ископаемые. Сделайте лучше для страны, и нам будет легче давать вам деньги. Бинго! Что еще надо? В чем дискуссия? Дискутировать можно о том, если мы не выполним эти требования, то усложнит ли это получение Украиной денег? Точно усложнит. Дискутировать можно о том, насколько усложнит: больше или меньше? Но это бессодержательная дискуссия.
Что из перечисленного там не надо делать? Или что из этого всего нам навредит? Я поэтому не понимаю дерганой реакции спикеров от власти.